Полезное чтение

Вселенские Соборы

Want create site? With Free visual composer you can do it easy.

31 мая — память святых отцов семи Вселенских Соборов

Церковный Собор («собор» — от славянского «собрание, съезд») — официальное собрание епископов и других представителей всех Поместных Церквей, на котором истолковывались и принимались вероучительные и богослужебные  положения, осуждались и низлагались ереси, вырабатывались правила церковной жизни. Церковные Соборы бывают Вселенские, Поместные, Архиерейские.

Вселенский Собор является единственным верховным авторитетом во Вселенской Православной Церкви. Догматические и канонические решения Вселенских Соборов признаются обязательными для всей Церкви. Всего Вселенских Соборов было семь.

Первый Вселенский Собор — Никейский — был созван в 325 г. в городе Никее при императоре Константине Великом (участвовало 318 епископов).

Собор осудил и отверг ересь Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение второго Лица Святой Троицы, Сына Божия, от Бога Отца; и утвердил непреложную истину – догмат:  Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец, Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом. Этот догмат ясно и кратко изложен в первых семи членах «Символа веры».

На этом же Соборе было постановлено праздновать Пасху в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния, определено было также священникам быть женатыми, и установлены были многие другие правила.

Второй Вселенский Собор — Константинопольский — был созван в 381 г. в Константинополе при императоре Феодосии Великом (присутствовало 150 епископов). Председателем Собора был Григорий Богослов. На Соборе была осуждена и отвергнута ересь Македония, который отвергал Божество третьего Лица Святой Троицы, Духа Святого. Собор утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном.

Собор также дополнил Никейский «Символ веры» пятью членами: о Святом Духе, о Церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века.

Третий Вселенский Собор — Ефесский — был созван в 431 г. в Ефесе при императоре Феодосии 2-ом Младшем. На Соборе присутствовало 200 епископов. Собор осудил и отверг лжеучение константинопольского архиепископа Нестория, который нечестиво учил, будто Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, называя Христа богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву — христородицею, а не Богородицею.

Собор постановил  признавать соединение в Иисусе Христе, со времени воплощения, двух естеств: Божеского и человеческого; и определил: исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию, – Богородицею.

Четвертый Вселенский Собор — Халкидонский — созван в 451 году в городе Халкидоне при императоре Маркиане (присутствовало 650 епископов).
Собор осудил и отверг лжеучение архимандрита одного константинопольского монастыря Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Это лжеучение называется монофизитством, а последователи его называются монофизитами (одноестественниками).

Собор определил: Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек: по Божеству Он вечно рождается от Отца, по человечеству Он родился от Пресвятой Девы и во всем подобен нам, кроме греха. При воплощении (рождении от Девы Марии) Божество и человечество соединилось в Нем, как едином Лице, неслиянно и неизменно (против Евтихия), нераздельно и неразлучно (против Нестория).

Пятый Вселенский Собор — Константинопольский 2-й — был созван в 553 году в городе Константинополе при императоре Юстиниане I (присутствовало 165 епископов).

Собор был созван по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия. Главным предметом споров были сочинения трех учителей сирийской церкви, пользовавшихся в свое время известностью, именно Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского, в которых ясно выражались несторианские заблуждения, а на Четвертом Вселенском Соборе ничего не было упомянуто о этих трех сочинениях.

Несториане в споре с евтихианами (монофизитами) ссылались на эти сочинения, а евтихиане находили в этом предлог отвергать самый 4-й Вселенский Собор и клеветать на Православную Вселенскую Церковь, что она будто бы уклонилась в несторианство.

Собор осудил все три сочинения и самого Феодора Мопсуетского, как не раскаявшегося, а относительно двух остальных осуждение ограничилось только их несторианскими сочинениями, сами же они были помилованы, т. к. отказались от своих ложных мнений и скончались в мире с Церковью.

Шестой Вселенский Собор — Константинопольский 3-й — был созван в 680 году в Константинополе при императоре Константине Погонате, и состоял из 170 епископов.

Собор созван был против лжеучения еретиков – монофелитов, которые, хотя признавали в Иисусе Христе два естества, Божеское и человеческое, но одну Божественную волю.

Собор осудил и отверг ересь монофелитов, и определил признавать в Иисусе Христе два естества Божеское и человеческое, – и по этим двум естествам – две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна Его воле Божественной.

На этом Соборе произнесено было отлучение в числе других еретиков, и Римского папы Гонория, признавшего учение о единоволии православным. Определение Собора подписали и римские легаты: пресвитеры Феодор и Георгий, и диакон Иоанн, что ясно указывало на то, что высшая власть в Церкви принадлежит Вселенскому Собору, а не папе Римскому.

Через 11 лет Собор вновь открыл заседания в Трулльских царских палатах для решения вопросов, относящихся к церковному благочинию. Он как бы дополнил Пятый и Шестой Вселенские Соборы, потому и называется Пято-шестым.

Собор утвердил правила, которыми Церковь должна управляться, а именно: 85 правил Св. Апостолов, правила 6-ти Вселенских и 7-ми поместных Соборов, и правила 13 Отцов Церкви. Эти правила впоследствии были дополнены правилами Седьмого Вселенского Собора и еще двух Поместных Соборов, и составили так называемый «Номоканон» («Кормчая Книга»), которая и является основанием церковного управления Православной Церкви.

На этом Соборе осуждены были некоторые нововведения Римской Церкви, не согласные с духом постановлений Церкви Вселенской, а именно: принуждение к безбрачию священников и диаконов, строгие посты в субботы Великого Поста, и изображение Христа в виде агнца (ягненка).

Седьмой Вселенский Собор — Никейский 2-й — был созван в 787 году в Никее при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара), и состоял из 367 отцов.

Собор был созван против иконоборческой ереси, возникшей за 60 лет до Собора, при греческом императоре Льве Исавре, который, желая обратить магометан в христианство, считал необходимым уничтожить почитание икон. Эта ересь продолжалась при сыне его Константине Копрониме и внуке Льве Хозаре.

Собор осудил и отверг иконоборческую ересь и определил: поставлять и полагать в святых храмах, вместе с изображением Честного и Животворящего Креста Господня, и святые иконы, почитать и воздавать им поклонение, возводя ум и сердце к Господу Богу, Божией Матери и Святым, на них изображенным.

После 7-го Вселенского Собора, гонение на святые иконы снова было воздвигнуто последующими тремя императорами: Львом Армянином, Михаилом Бальбою и Феофилом и около 25 лет волновало Церковь.

Почитание святых икон было окончательно восстановлено и утверждено на Поместном Константинопольском Соборе в 842 году, при императрице Феодоре. На этом Соборе, в благодарность Господу Богу, даровавшему Церкви победу над иконоборцами и всеми еретиками, установлен праздник Торжества Православия, который положено праздновать в первое воскресенье Великого Поста и который празднуется и доселе во всей Вселенской Православной Церкви.

Примечание: Римско-Католическая Церковь, вместо семи, признает более 20 Вселенcких соборов, неправильно включая в это число соборы, бывшие в Западной Церкви после разделения Церквей, а некоторые протестанские деноминации не признают ни одного Вселенского Собора.

P.S. С 6 по 9 марта 2014 г. в Стамбуле, в кафедральном соборе Святого Великомученика Георгия Победоносца на Фанаре — резиденции Константинопольского патриарха, прошла встреча Предстоятелей Поместных Православных Церквей. Главной темой была подготовка Всеправославного Собора, идея которого возникла во второй половине XX столетия. Такие Соборы не собирались уже более тысячи лет. Но если Вселенские Соборы проводились с целью защиты от ересей и укрепления истинного вероучения, то цель ожидаемого Всеправославного Собора, по словам Грузинского Патриарха Илии, иная: продемонстрировать современному миру единство и единогласие Православных народов.

В грядущем Всеправославном Соборе в 2016 году будут участвовать представители и Предстоятели всех общепризнанных автокефальных Православных Церквей.

© Текст подготовлен специально для сайта Свято-Казанского мужского монастыря в Кипячем.
Любое копирование текста (частичное или полностью) возможно только со ссылкой на данный сайт.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.