Вопросы веры

Великий пост: отличительные моменты богослужений

Want create site? With Free visual composer you can do it easy.

Богослужения в Великом посту отличаются не только мотивом покаянной грусти церковных песнопений и коленопреклоненными молитвами, но и характерным строем великопостных служб. Исключительными составляющими Великого поста являются: канон Андрея Критского, Литургия Преждеосвященных Даров, молитва Ефрема Сирина, Крестопоклонная неделя, Мариино стояние, Суббота Акафиста, Лазарева суббота. А еще в дни Великого поста в храмах совершается таинство Елеосвящения (соборование) для больных.

На протяжении всего поста по средам и пятницам совершается Литургия Преждеосвященных Даров. В воскресные дни служится Литургия Василия Великого, которая отличается длительными молитвами священника в алтаре во время Евхаристического канона (когда поется «Милость мира…»). Привычная нам Литургия — Иоанна Златоуста — служится в Великом посту по субботам.

Покаянный канон Андрея Критского читается только в Великом посту: на первой неделе (первые четыре дня за вечерними богослужениями) и на 5-й неделе Великого поста, за вечерним Богослужением в среду (в 2018 году — 21 марта).

Для того, кто не знаком со Священным Писанием, канон понять очень сложно, так как весь текст построен на примерах ветхозаветной и новозаветной жизни людей. Образное перенесение их поступков на состояние души современного христианина и глубокое христоцентричное содержание канона помогает внимательному сердцу стать на путь трезвения, очищения и покаяния.

Молитва Ефрема Сирина читается после каждого Часа перед Литургией Преждеосвященных Даров и в конце каждой службы будничных великопостных служб (по субботам и воскресеньям не читается). После прочтения этой великопостной молитвы кладется земной поклон.

Короткая и простая молитва напоминает о том, что нам нужно (полезно), а что не нужно (вредно) на пути добродетельной жизни. «Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Основной недуг человека — праздность (лень, нерадение, небрежность). Следствием праздности является уныние, которое ввергает сердце в отчаяние и пессимизм; лень и уныние рождают любоначалие — желание властвовать и т.д. Душа же, стремящаяся к Богу, ставит перед собой совсем иные цели: целомудрие — противоположность праздности (т.е. целостность мнений, понятий, поступков); плодом этой целостности (целомудрия) является смирение, за которым непременно следует терпение, которого так не хватает в наш суетный век. А терпеливое, бережное отношение и уважение к каждому венчает добродетель любовь, которая и учит «видеть свои прегрешения и не осуждать брата своего». Только эти четыре добродетели могут уничтожить гордыню — грех, который постоянно мешает покаянию.

Кстати, всем известное стихотворение А.С.Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны» есть поэтическое переложение этой молитвы.

Литургия Преждеосвященных Даров. Чин этой службы составлен святителем Григорием Двоесловом. На Литургии Преждеосвященных Даров не бывает проскомидии и освящения Даров (Евхаристии). Служба состоит из великопостных Часов — 3-го, 6-го и 9-го, Вечерни и собственно Литургии.

Самые волнительные моменты службы: когда священник, стоящий в открытых Царских Вратах, возглашает: «Свет Христов просвещает всех» (в этот момент все присутствующие в храме совершают земной поклон), когда поется умилительный псалом царя Давида «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою…», а еще вместо привычной нам Херувимской «Иже херувимы тайно образующе…» поется другая песнь: «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат: се бо входит Царь славы, се жертва тайная совершенна дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем».

Преждеосвященной Литургия называется потому, что на ней НЕ происходит пресуществления хлеба и вина в тело и кровь Христа; дары — тело и кровь Господа — освящаются заранее, на предыдущей (полной) Литургии. На Преждеосвященной Литургии заранее освященный Агнец раздробляется и опускается в Чашу с вином, которая не является кровью Христа. Поэтому на этой литургии НЕ причащают детей (так как младенцев причащают кровью, а не телом, по причине неусвояемости ими твердой пищи). На Литургии Преждеосвященных Даров ко причастию подходят только взрослые. Детей в Великом посту причащают в субботу или воскресенье.

Крестопоклонная неделя начинается с 3-го воскресенья поста. Накануне, в субботу, во время вечернего богослужения на середину храма выносят Животворящий Крест Господень, который будет находиться на центральном аналое храма всю неделю.

С Крестом у верующего человека связана вся жизнь. С рождения, в таинстве Крещения, младенцу надевают нательный крестик. Во взрослой жизни, прося в молитве защиты и силы, мы благословляем Крестом жилище, пищу, детей, свои и их пути-дороги. В болезнях мы читаем молитву Честному и Животворящему Кресту: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящие Его…». Исход земной жизни человека также венчается установлением Креста на могильном холме…

Крест Христов — это победа жизни над смертью, это доказательство любви Бога к человеку: через вольные страдания Спасителя на кресте человеческому роду дарована новая, вечная, жизнь. Напоминание об этом в дни поста придает постящимся сил, бодрит их дух и напоминает о радости грядущего Воскресения Христова.

Стояние Марии Египетской служится на 5-й неделе Великого поста, в среду вечером, когда совершается Утреня четверга (в 2018 году — 21 марта). Это богослужение посвящено преподобной Марии Египетской – женщине, которая после своей греховной молодости провела в пустыне в совершенном одиночестве и непрерывном подвиге покаяния всю оставшуюся жизнь — 47 лет.

Эту святую Церковь выделяет особенно, посвятив ее памяти 5-е воскресенье Великого поста (помимо ежегодного дня ее памяти 14 апреля). В ее лице Церковь дает нам образец истинного покаяния и показывает, каким неизреченным может быть милосердие Божие для кающегося.

За службой читаются жизнеописание (житие) Марии Египетской и канон, составленный ей в лике святых преподобных. В народе эта служба называется «Мариино стояние». За этой же службой повторяется Великий Покаянный канон Андрея Критского.

Субботой Акафиста называется суббота 5-й недели Великого поста (1 апреля 2018 года). Это благодарственное молебное пение (Похвала) Богородице составлено за постоянное Ее заступничество и чудесные избавления рода христианского от врагов. Акафист состоит из 24 строф с повторяющимся припевом «Радуйся, Невесто Неневестная». Акафист служится во всех церквах на Утрене этой субботы (накануне, в пятницу вечером).

Лазарева суббота (в 2018 году — 8 апреля) стала первообразом всеобщего воскресения. Лазарь был братом Марфы и Марии, которые жили в Вифании. В их доме, по дороге в Иерусалим, и остановился Христос. Лазарь тогда уже четыре дня лежал в гробе и имел, как сказано в Евангелии, запах тления. Вот тогда Иисус и сказал, обращаясь к Марфе, а в ее лице ко всем нам: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек…». После этих слов Иисус пошел к пещере, где был похоронен Лазарь, и воскресил его… Кстати, после своего воскрешения Лазарь прожил еще 30 лет и был епископом Кипрской Православной Церкви.

Соборование. По сложившейся церковной практике в дни Великого поста совершается таинство Елеосвящения. Его совершают вместе (соборно — отсюда и название «соборование») несколько священников.

О том, что молитвы могут исцелять больного, сказано в Послании святого апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего».

В таинстве Елеосвящения совершается помазание тела елеем с призыванием на больного Божией благодати, а также, что не менее важно, в этом таинстве человек получает прощение забытых грехов. Узнать о Соборовании в дни поста можно у настоятеля или в иконной лавке своего прихода.

© Текст подготовлен специально для сайта Свято-Казанского мужского монастыря в Кипячем.
Любое копирование текста (частичное или полностью) возможно только со ссылкой на данный сайт.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.