Вопросы веры

Успенский пост

Want create site? With Free visual composer you can do it easy.

С 14 по 28 августа — Успенский пост. Он посвящен Богородице и начинается всегда за две недели до праздника Ее Успения.

Все добрые дела начинаются с поста, — учит святой Лев Великий (440 — 461 гг.). «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост — в Четыредесятницу (Великий), для лета летний — в Пятидесятницу (Петров пост), для осени осенний — в седьмом месяце (Успенский), для зимы — зимний (Рождественский)» – говорит святитель Лев в беседе, произнесенной им около 450 года.

Успенский пост действительно считается осенним, так как он завершает церковный богослужебный год: через две недели после Успения Пресвятой Богородицы Церковь празднует индикт – церковное новолетие (14 сентября).

Успенский пост самый короткий, но строгий. Рыба на трапезе позволяется только на Преображение Господне (19 августа). В остальные дни — каши, овощи, фрукты, растительное масло разрешается только по субботам и воскресеньям. Но свой личный подвиг воздержания в еде необходимо согласовать с собственными силами и с благословения священника, который руководит вашей духовной жизнью.

Несмотря на строгость в приеме пищи, у Успенского поста в народе сложилось ласковое название «Спасовка». Название это он получил за празднуемые в эти дни три радостных события в честь Спасителя (Спаса) Иисуса Христа. В народе эти дни так и называют — «Спасами».

Каждый «Спас» традиционен благословением на вкушение определенных продуктов нового урожая.

Так, 14 августа, в первый день поста, в праздник ПРОИСХОЖДЕНИЯ (изнесение) ЧЕСТНЫХ ДРЕВ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ – первый Спас.

Этот праздник возник в древнем Константинополе, когда в августе очень часто возникали эпидемии заболеваний, тогда же и утвердился обычай износить (выносить) Честное Древо Креста на дороги и улицы для «освящения мест и отвращения болезней» (греческий часослов 1897 года). На Святой Руси этот праздник соотносился еще и с воспоминанием Крещения в 988 году святым князем Владимиром Киевским.

До сих пор на праздничном вечернем Богослужении (накануне, 13 августа) во всех храмах — после великого славословия — для поклонения верующим выносят Крест Господень, а после Литургии в сам праздник совершается малое освящение воды. Вместе с водой освящается и мед. Отсюда и пошло в народе название «медовый Спас». В этот же день праздник и у пчеловодов — «медолом»: пасечники заламывают в ульях первые медовые соты.

В этот же день Церковь совершает память ветхозаветных мучеников Маккавеев, отсюда еще одно народное название этого дня — «макковей». По аналогии со звучанием в этот день стали также освящать мак и цветы. К слову, мак был весьма распространенным продуктом в славянской кухне. На маковом молочке готовили постные соковые каши, маковое сочиво было обязательным блюдом в сочельник. На «первый Спас» пекли медовые пряники, пироги, рулеты, булочки с маком и медом.

19 августа — двунадесятый праздник ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ. В народе этот день запомнили под названием «яблочный Спас» — «второй Спас». В церковь для освящения несут плоды нового урожая. Это — древний обычай, который восходит к VIII веку. Тогда приносили колосья и виноград в благодарность Богу за Его любовь, за дарование щедрого урожая. В местах, где виноград не растет или не поспевает к этому времени, освящаются яблоки, груши, сливы. Таинственно-символическое значение этой традиции состоит в том, что и природа, искаженная после грехопадения человека, нуждается в обновлении не меньше самого человека. Освящение плодов – символ будущего преображения природы, символ преображения человека, пошедшего за Христом, и символ собственно праздника «Преображение Господне».

28 августаУСПЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. В этот день завершатся Успенский пост. И если праздник не приходится на среду или пятницу, то разговляются мясной пищей (для мирян), если же — в среду и пятницу – рыбой, а мясо начинают вкушать со следующего дня.

29 августа — праздник Перенесения Нерукотворного Образа Господня из Едессы в Константинополь — «третий Спас». В этот день принято освящать орехи, а в некоторых местах — хлеб.

© Текст подготовлен специально для сайта Свято-Казанского мужского монастыря в Кипячем.
Любое копирование текста (частичное или полностью) возможно только со ссылкой на данный сайт.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.