Полезное чтение

Иоанн Златоуст — золото нашей Церкви

Want create site? With Free visual composer you can do it easy.

Золото нашей Церкви

26 ноября — память архиепископа Иоанна Константинопольского.

Есть люди, о которых говорят: «У него золотые руки». Есть и такие, о которых говорят: «У него золотое сердце». И есть только один человек, к которому относится определение: «У него золотые уста».

Его именем названа Литургия, которая совершается каждый день в наших храмах. Он — один из трех Вселенских учителей и святителей-богословов. Ему принадлежит «Слово огласительное на Пасху», читаемое во всех церквах во время ночной праздничной службы в Светлое Воскресение, заканчивающееся словами: «Где твое, смерте, жало; где твоя, аде, победа; воскресе Христос, и ты низверглся еси!». Актуальность его «Слова на новый год», датируемое 387 годом, восхищает ум и поражает сердце и поныне. «Крайне безумно по одному счастливому дню ожидать того же на весь год, — говорит святитель с Антиохийской кафедры. — Счастлив для тебя будет год во всем не тогда, как ты будешь пьянствовать в первый день, но если и в первый, и в каждый день будешь делать угодное Богу».

Он написал толкования на многие книги Священного Писания (Бытие, Псалтирь, Евангелие от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла), записал множество бесед на отдельные библейские тексты и в похвалу святых, слова, проповеди, беседы и поучения — полное собрание его творений насчитывает 12 томов, каждый из которых состоит из 2-х частей, а последний из 3-х.

Это святитель Иоанн ЗЛАТОУСТ.

Родился он в Антиохии около 347 года, в семье военачальника. Его отец умер вскоре после рождения сына. Его мать не стала второй раз выходить замуж и отдала все силы воспитанию Иоанна. Юноша учился у лучших философов и риторов. В частности, словесности он обучался у известнейшего языческого оратора Либания. Получив наилучшее светское образование, Иоанн сумел обратить свои знания и таланты исключительно для служения Богу.

Когда его мать умерла, он принял иночество. Вскоре его сочли достойным кандидатом для епископской кафедры. Однако он уклонился от архиерейского сана. В это время Иоанн трудился над работой «Шесть слов о священстве», где написал: «Как скоро я услышал эту весть, страх и недоумение объяли меня…и углубляясь в себя самого, я не находил в себе ничего достойного такой чести»…

Четыре года после этого Иоанн жил в пустыне, после чего написал труды в защиту монашества, которое называл «истинной философией». Затем еще два года соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере. Сильно подорвав здоровье, Иоанн вынужден был вернуться в Антиохию для восстановления сил.

В 381 году епископ Мелетий Антиохийский посвящает его в сан диакона. В 386 году Иоанн был рукоположен во пресвитера (священника). Последующие годы были посвящены служению Церкви, людям и созданию новых богословских трудов. Ревностно исполняя заповедь о любви к ближнему, святой Иоанн проявлял неустанное попечение о бедных: при нем Антиохийская Церковь кормила каждый день до 3000 человек — дев, вдовиц, заключенных, странников и больных. Слава о его золотом сердце росла наравне со славой его проповеднического таланта. В 397 году, после кончины Константинопольского архиепископа Нектария, Иоанна Златоуста ставят во епископы и назначают управлять Константинопольской кафедрой.

…За обличение пороков, царивших в Константинополе и особенно в императорском дворце, великий вселенский учитель Иоанн Златоуст при активном участии императрицы Евдоксии был осуждён на ссылку.

По удалении его из столицы пожар обратил в пепел здание сената, последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года императрица Евдоксия умерла. Даже язычники видели в этих событиях Небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.

Истощенный болезнями, в сопровождении конвоя, святитель Иоанн три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах (город в Турции) силы оставили его, и здесь со словами «Слава Богу за всё!» он отошел ко Господу 14 (27) сентября 407 года.

Прошло тридцать лет. И народ, горячо любивший Святителя, стал неотступно просить Патриарха Прокла, ученика Иоанна Златоуста, о перенесении его мощей из Коман в Константинополь.

По ходатайству Патриарха император Феодосий II повелел перенести мощи великого Святителя. Однако посланные им люди никак не могли поднять гроб с телом великого угодника Божия. Тогда император в раскаянии написал послание Святителю, прося у него прощения за себя и за свою мать Евдоксию. Послание зачитали у гроба святителя Иоанна и после этого легко подняли мощи, внесли их на корабль и доставили в Константинополь.

Царь, припав ко гробу, слезно просил прощения, а народ весь день и ночь не отходил от раки. Когда раку со святыми мощами перенесли в церковь святых Апостолов, все воскликнули: «Приими престол твой, отче!». И — о, чудо! Патриарх Прокл и клирики, стоявшие в то время у раки с мощами, увидели, что святитель Иоанн открыл уста и произнёс: «Мир всем».

Память святителя Иоанна Златоуста празднуется также 27 января/9 февраля — день перенесения мощей из Коман в Константинополь и 30 января/12 февраля в Соборе Вселенских учителей и святителей. День преставления святителя совпал с праздником Воздвижение Креста Господня (27 сентября), поэтому он перенесен на 26 ноября.

Мощи святителя с 2004 года хранятся в соборе Святого Георгия в Стамбуле (бывший Константинополь, Турция).

Из бесед святителя Иоанна Златоуста

Беспечным невозможно наследовать Царствие Небесное

Не будем, возлюбленные, предаваться сну: невозможно, совершенно невозможно беспечным сподобиться Царствия Небесного, равно и преданным роскоши и невоздержанию… Разве вы не видите, какое расстояние между небом и землею, какая предстоит нам брань, как склонен человек ко злу, как окружает нас грех и какие расставляет сети?.. Разве вы не слышали, что говорит апостол Павел: «Никакой воин не связывает себя делами житейскими» (2 Тим. 2,4)? А мы предаемся роскоши, объедению и пьянству, сильно трудимся над предметами посторонними, а касательно предметов небесных оказываемся слабыми. Разве не знаете, что обещанное нам — выше человеческого? Ходящий по земле не может взойти на высоты небесные, а мы даже не стараемся жить по-человечески…».

О Страшном суде и воздаянии

Будем, увещеваю вас, возлюбленные, избегать порока и избирать добродетель, дабы нам не посрамиться в день откровения дел. «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, — говорит апостол Павел, — чтобы каждому получить соответственно тому, что он сделал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5,10). Будем же иметь в уме это судилище и представим, что оно теперь существует, что Судия сидит и все открывается и выставляется на вид. Ибо нам нужно будет не только предстать, но и открыться. Неужели вы не смущаетесь? Неужели не трепещете? Не решаемся ли мы часто лучше умереть, нежели открыть пред почтенными друзьями наше тайное преступление? Как же будем чувствовать себя тогда, когда грехи наши откроются пред всеми ангелами и всеми людьми и предстанут пред нашими глазами?…

Увещание (наставление) ходить в церковь

Когда смотрю на вашу малочисленность и вижу, что наше стадо уменьшается в каждое собрание, то и скорблю, и радуюсь: радуюсь за вас, которые здесь теперь; скорблю за тех, которых здесь нет… Не слышали они, что говорит пророк Давид: «Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия» (Пс. 83,11). Не сказал «желаю жить в дому Бога моего», ни «обитать», ни «войти», но «быть у порога». Я рад, говорит, быть и в числе последних; доволен буду и тем, если удостоюсь войти в преддверие; почту за величайший дар, если меня поставят между последними в доме Бога моего…

Это место есть школа добродетели, училище любомудрия. Приди не только во время собрания, когда бывает чтение Писания, духовное поучение и собор честных отцов; нет, и во всякое другое время приди только в преддверие — и тотчас отложишь житейские заботы. Войди в преддверие — и как бы ветерок духовный повеет на твою душу. Эта тишина внушает страх и учит любомудрию, возбуждает ум и не дает помнить о настоящем, переносит тебя с земли на небо.

…Хотел бы я знать, где теперь уклонившиеся от собрания, что удержало их и отвлекло от этой священной трапезы, о чем у них разговор? Впрочем, я хорошо знаю это: они или разговаривают о вещах непристойных и смешных, или предались житейским заботам…

О, если бы вы могли войти в их (не присутствующих в церкви) совесть, тогда ясно увидели бы, сколько у них ран, сколько терний!.. Как тела не пользующихся баней покрываются множеством пыли и грязи, так и душа, не пользующаяся духовным учением, покрывается великою нечистотою грехов. Здешнее (в церкви) есть духовная баня, теплотою Духа очищающая всякую нечистоту…

О псалмопении

Для чего употребляется пение? Бог, видя, что многие из людей нерадивы, тяготятся чтением духовных писаний и неохотно принимают на себя этот труд, и, желая сделать его вожделенным и уничтожить чувство утомления, соединил с пророчествами мелодию, чтобы все, услаждаясь стройностью напева, с великим усердием возносили Ему священные песнопения. Ибо ничто, ничто так не возвышает и не окрыляет душу, не отрешает ее от земли, не избавляет от уз тела, не располагает любомудрствовать и презирать все житейское, как согласное пение и стройно составленная Божественная песнь.

…От мирских песен могут произойти вред, погибель и много других зол, ибо все то, что есть в них дурного и безнравственного, проникает в душу, расслабляет ее и развращает. Напротив, духовные песни доставляют великую пользу, великое назидание, великое освящение и служат руководством ко всякому любомудрию, потому что и слова их очищают душу, и Дух Святый скоро нисходит в душу, поющую эти песни.

А что действительно поющие их с разумением призывают на себя благодать Духа, о том послушай, как говорит апостол Павел: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом… поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф. 5, 18-19). Что значит «в сердцах ваших»? То есть с разумением: не так, чтобы уста произносили слова, а душа везде блуждала по внешним предметам, но чтобы душа внимала тому, что произносит язык.

Увещание не гордиться

Благородно мыслящему человеку не до’лжно хвалиться не только тем, чего не имеет, но и тем, что имеет. Так поступал патриарх Авраам, который говорит: «Аз есмь земля и пепел» (Быт. 18, 27). Поскольку он не имел таких грехов, о которых бы мог сказать, а сиял добродетелями, то, рассмотревши всё и не нашедши важного предлога к обличению самого себя, обратился к природе своей…

Не говори мне ни о цвете лица, ни о вытянутой шее, ни об одежде, ни о коне, ни о свите, но размысли и скажи: чем это все оканчивается?…

О том, чтобы всегда призывать имя Божие и за всё благодарить Его

Будем всегда молиться Богу. Будь ты хоть на торговой площади, можешь обратиться в себя и петь Богу, не будучи никем слышим, ибо и Моисей так молился и был услышан. «Что вопиешь ко Мне?» — говорит ему Бог (Исх. 14, 15). А он ничего не высказал, но взывал мысленно, с сокрушенным сердцем…

Ешь ли, пьешь ли, женишься ли, отправляешься ли в путь — все делай во имя Божие, то есть призывая Бога на помощь. Берись за дело, прежде всего помолившись Богу… Да не будет ничего мирского, ничего житейского, всё совершай во имя Господне, и всё у тебя будет благоуспешно. Что ни запечатлеешь именем Божиим, все выйдет счастливо. Если оно изгоняет демонов, устраняет болезни, то тем более облегчает совершение дел.

…Столь многое совершается этим именем! Если слова «во имя Отца и Сына и Святого Духа» ты произнес с верою, то ты всё совершил…

О пользе чтения Божественного Писания

От чтения Божественного Писания можно получать не малую и не незначительную пользу. Оно предлагается всем беспрепятственно, и всякий желающий может извлекать из него свойственное удручающей его страсти врачевство и получать скорое исцеление, только бы не отвергал целительного врачевства, но принимал с благодарностью…

Так, например, приходит ли кто сюда (в церковь) удручаемый печальными обстоятельствами житейскими, от которых он предается унынию, — пришедши и тотчас услышав слова псалмопевца: что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду славить Его, Спасителя моего и Бога моего (Пс. 41, 6), он получает достаточное утешение и уходит совершенно свободный от уныния.

Другой скорбит и печалится, будучи обременяем крайнею бедностью и видя, как другие окружены богатством, пышностью и великолепием; но и он слышит опять слова того же пророка: возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя (Пс. 54, 23); и в другом месте: не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается: ибо умирая не возмет ничего (Пс. 48, 17-18)…

Посему, прошу вас, чаще приходите сюда, внимательно слушайте чтение Божественного Писания и не только когда бываете здесь (в церкви), но и дома берите в руки священные книги и с усердием извлекайте из них пользу для себя…

О том, чтобы избегать людей порочных

Как тела часто погибают от заразы испорченного воздуха, так точно и душа часто терпит вред от общения с людьми порочными; и как здоровый глаз, взирая на больного, поражается и страждущий чесоткой передает свою болезнь и здоровым, так точно случается часто и с душой от общения с людьми порочными… Ибо если предметы вещественные часто повреждаются у нас от прикосновения к чему-нибудь худому, то не тем ли более — существа свободные? Цвет и здоровье тела принадлежат нам от природы, но случается, что и они портятся от постороннего, противного им влияния; также аппетит — от природы, но и он часто теряется у нас от болезненного состояния…

(Подготовлено для сайта Свято-Казанской мужского монастыря в урочище Кипячее по книге «Святитель Иоанн Златоуст. Избранные беседы», изд-во «Православное братство святого апостола Иоанна Богослова», Москва — 2000 г.) Ноябрь 2013 г.

© Текст подготовлен специально для сайта Свято-Казанского мужского монастыря в Кипячем.
Любое копирование текста (частичное или полностью) возможно только со ссылкой на данный сайт.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.