Полезное чтение

Архимандрит Иустин (Попович)

Want create site? With Free visual composer you can do it easy.

Преподобный Иустин Попович

7 апреля исполнилось 120 лет со дня рождения и 35 лет со дня кончины сербского богослова — архимандрита Иустина (Поповича), прославленного в лике местночтимых святых в 1993 году и канонизированного в сонме преподобных Сербской Православной Церковью в 2010 году. 

«Монах обязан во всем иметь образ Христа. У нас должны быть Христомысль, Христосердце, Христоволя, Христосовесть. И тогда мы имеем образ мышления Христа…» /прп. Иустин Попович/.

Архимандрит Иустин (Попович) родился 25 марта (7 апреля) 1894 года в Варне в семье священника. В честь рождения в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы младенец при крещении был наречен сербским именем Благое. И это благовестие Бога стало его дыханием и смыслом всей жизни.

В годы обучения в семинарии имени св. Саввы Сербского в Белграде (1905 — 1914 гг.) его учителем был епископ Николай Велимирович (канонизирован в лике святых в 2003 году, церковная память 3 мая. — Прим. автора). Проповеди сербского Златоуста — так его называли соотечественники святителя Николая — оставили неизгладимый след в душе мальчика и во многом определили собственное философско-религиозное мировоззрение.

1 января 1916 года он принял монашеский постриг с именем Иустин (Юстин) в честь священномученика Иустина Философа. После принятия монашества поступил в духовную академию Санкт-Петербурга, но уже в июне 1916 года уехал в Англию. Там Иустин поступил в Оксфордский университет, в котором обучался до 1919 года. Из Англии Иустин уехал в Афины. На богословском факультете Афинского университета работал над докторской диссертацией «Проблема личности и знания по святому Макарию Египетскому», которую защитил в 1926 году. С 1921 года в семинарии в Сремских Карловцах преподавал Священное Писание Нового Завета, догматическое богословие и патрологию.

В 1922 году был рукоположен во иеромонаха. В 1930 году был назначен помощником епископа Битольского Иосифа, начал миссионерскую деятельность в прикарпатских городах (Ужгороде, Хусте, Мукачеве). Был кандидатом в епископы возрожденной Мукачевской епархии, но отказался. С 1932 года он — профессор Битольской семинарии, где преподает догматическое богословие, в 1934-м — доцент догматического богословия Белградского университета. Является одним из основателей Сербского философского общества, созданного в 1938 году. В мае 1948 года 54-летний отец Иустин назначен духовником женского монастыря Челие, где прожил до конца своих дней. Скончался в 1979 году (по другим источникам — в 1978 г.).

Преподобный Иустин Челийский (от названия монастыря) является автором более тридцати томов сочинений, в том числе «Догматики Православной Церкви» в 3-х томах и «Житий святых» в 12-ти томах.

Получив прекрасное образование и обладавший редким философским чутьем, он плакал над трагизмом человеческого бытия без Бога. Позже, в предисловии к своей книге «Достоевский о Европе и славянстве», в которой через прозрения Ф.М. Достоевского он раскрывает тайну религиозного призвания России и всеславянства как исповедников истинной веры Христовой в конце мировой истории, преподобный напишет: «В Европе не было ни такого мыслителя, ни такого философа, ни такого поэта, которые так сильно и всесторонне, как Достоевский, ощутили бы величественную драму и страшную трагедию европейского человека и всех его завоеваний. Ему до тонкостей знакомы не только Евангелие, но и апокалипсис европейского человека… Если на нашей планете есть что-то страшнее самого страшного, то это, без сомнения, апокалипсис европейца. Достоевский его (апокалипсис европейца) поэтически предчувствовал и пророчески предсказал, а мы в него уже вошли…».

В докладе архимандрита Иустина Поповича святому Синоду Сербской Церкви в ответ на сделанный ему запрос (Доклад «О Православии и экуменизме» напечатан в греческой газете «Ортодоксос Типос» за 1 июня 1975 г.) прослеживается его бескомпромиссность во всем, что касается Православной Церкви и Евангелия. Более подробно об этом преподобный Иустин напишет в своей книге «Православная Церковь и экуменизм», где, сопоставляя постулаты экуменизма с православным вероучением, приходит к очевидному и нелицеприятному выводу: «Экуменизм подменяет вечно-живого Богочеловека Христа смертным человеком; обожествляет человека; делает из человека кумира, изгоняя таким образом из его души Бога».

В его философско-лирических очерках «Философские пропасти» прослеживается путь человеческой мысли к обретению истины о мире и человеке, проложенный, с одной стороны, гуманистической философией, а с другой — православной философией Богочеловека. Эти очерки — удивительный сплав богословия, философии, художественного повествования и лирики, выраженный в особом языке и стиле.

…Знакомство с величайшим сербским богословом хочется закончить фрагментом из его писем к духовным чадам: «Человеческому естеству на земле, в каждое мгновение, небо необходимее, нежели вся земля и всё, что на ней, ибо человек на девяносто девять процентов с неба и лишь на один процент от земли. Поэтому мы должны в каждую минуту взбираться к небу, ползти к небу, бежать к небу, лететь к небу. Этому нас до мельчайших подробностей учит Святое Евангелие досточудного Господа Иисуса Христа и каждое святое житие каждого святого, прославленного Спасителем нашим».

© Текст подготовлен специально для сайта Свято-Казанского мужского монастыря в Кипячем.
Любое копирование текста (частичное или полностью) возможно только со ссылкой на данный сайт.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.