Сначала давайте вспомним, что такое молитва — домашняя и церковная.  Домашняя молитва не имеет такой благодатной силы, как молитва общая, совокупная, та, которая совершается в Церкви. Почему? Потому что сам Господь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20). Вот поэтому в храме — доме Бога — для совместной молитвы собираются верующие.

Что касается молитвы об усопших. Наши отношения с ближними не прекращаются после их смерти. Смерть прерывает только видимое общение с ними. Но у Бога все живы, а то, что мы называем смертью, есть переход из временной жизни в вечную. Поэтому наша молитва об усопших — это продолжение наших отношений с ближними, и, чтобы эти отношения были живыми и органичными (ведь в живом организме все члены связаны друг с другом), надо помнить, что поминальная молитваэто наша забота о тех членах Церкви, которые окончили свое земное существование. И еще важно знать, что наша молитва может облегчить их нынешнее состояние.

Как правильно поминать усопших. Поминовение усопших — это еще апостольское установление, и соблюдается оно во всей Церкви. Литургия  — есть то действо, где о спасении души приносится Бескровная Жертва — Тело и Кровь Христовы — это самое сильное и действенное средство к испрашиванию милости Божией к усопшим. Но церковное поминовение совершается только о тех, кто был крещен в православной вере. Не совершаются панихиды по самоубийцам, а также по некрещеным в православной вере.

Кроме поминовения за каждой совершаемой литургией, Святая Церковь установила особые дни для поминовения усопших. Совершаемые в эти дни панихиды называются вселенскими: в субботу мясопустную — перед сырной неделей Великого поста; в три субботы Великого Поста — второй, третьей, четвертой; в Радоницу — вторник второй седмицы по Пасхе; Троицкая родительская суббота — накануне Троицы; Димитриевская родительская суббота — суббота перед 8 ноября (память вмч. Димитрия Солунского); 9 мая — в праздник победы над фашистской Германией и 11 сентября — в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Дни, в которые особенно необходимо поминать усопших, — третий, девятый, сороковой, годовой. Обязательным является поминовение усопшего в день его смерти, рождения и именин. Дни эти надо проводить чинно, благоговейно, в молитве, благотворении нищим и близким, в размышлении и о нашей смерти и будущей жизни.

Очень полезно для души усопшего сразу по кончине заказать сорокоуст — непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. Сорокоуст можно заказать и в любое другое время. Существуют и длительные сроки поминовения — полгода, год. В некоторых монастырях принимают записки на «вечное  поминовение» (пока стоит обитель) или на поминовение «во время чтения Псалтири».

Как быть, если память усопшего выпадает в будний день? Лучше всего придти на Божественную литургию и помолиться о почившем сроднике непосредственно в день его памяти. Узнайте, в каком храме служат каждый день (например, в кафедральных соборах службы совершаются каждый день).

Если вы живете в приходе, где службы в церкви совершаются по субботам, воскресеньям и праздничным дням, то в таком случае поминовение можно перенести. Посоветуйтесь с настоятелем вашего прихода, как сделать это наилучшим образом для души усопшего, с учетом ваших и его возможностей.  Обычно поминовение переносится на ближайшую перед этим днем субботу.  В воскресенье тоже совершаются панихиды, но лучше все-таки совершать их в субботу. Каждое воскресенье — это малая «Пасха», а значит — радость, а субботний день хоть и считается праздничным днем, но все же Церковью отмечен как поминальный: для новозаветного человека суббота стала временем покоя, но не в смысле освобождения от бытовых занятий, а в значении вечного покоя для всех усопших членов Церкви. Именно поэтому в субботу совершаются специальные заупокойные службы.

Какую молитву читать лучше о усопшем? И дома, и в церкви мы произносим слова одной и той же молитвы: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих (перечисляем имена), сродников, благодетелей (их имена) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Аминь».