Крещение Господне

Мир начинался с воды. В первых строках книги о сотворении мира написано: «Земля же была безвидна и пуста,… и Дух Божий носился над водою» (Бытие, 1 гл.). Вода была источником возникновения жизни на земле. Человеческая жизнь также связана с водой: ребенка в утробе матери защищают околоплодные воды. И для спасения души человека тоже необходима вода: в таинстве Крещения, которое совершается через погружение в воду, омываются грехи человеческие, человек освобождается от власти первородного греха и соединяется со Христом.

Крещение Господне — 19 января — относится к числу двунадесятых господских праздников. В современном православном календаре этот праздник имеет два названия — «Святое Богоявление» и «Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».

События, вспоминаемые в этот день, возвращают нас в то время, когда Иисусу исполнилось тридцать лет и наступило время Его общественного служения. Тогда же сыну иерусалимского священника Захарии Иоанну, который подвижнически проводил свою жизнь в пустыне, был возвещен глас Божий, повелевавший идти на берега Иордана «крестить водой». Иоанну также было открыто, что «на кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым»… И когда Иоанн крестил Иисуса Христа, то увидел «Духа в виде голубя, сходящего с неба и пребывающего на Нем» и услышал голос с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Поэтому праздник и именуется Богоявлением: во время крещения Иисуса в Иордане открылась (явилась) полнота Святой Троицы (Триединого Бога): голос Отца Небесного, свидетельствовавший о Сыне, и снисходящий в виде голубя Святой Дух. В тропаре праздника мы тоже слышим это подтверждение: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение…».

Вода на протяжении всего существования человечества остается самой загадочной и непознанной стихией. Она может быть животворящей, как в первые дни создания мира, и может быть страшной силой, как во времена Всемирного потопа. Но однажды вода испугалась… «Видеша Тя воды, Боже, и убояшася» — есть такая строка в песнопениях этого праздника. Почему же воды Иордана испугались, увидев идущего креститься Иисуса? Для этого надо вспомнить предысторию событий крещения Христа.

В то время люди, ожидавшие Мессию, услышали, что рядом с ними живет человек по имени Иоанн, который знает, как правильно жить. Тридцать лет он провел в пустыне в слезах и молитве, и теперь, на водах Иордана, со словами «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» очищает души покаянием и крестит людей водой (греческое слово baptisma («крещение») буквально означает «погружение в воду»). Все устремились к нему. Люди в огромном количестве совершали покаяние и омовение в Иордане. Крещение водой было зримым подтверждением, что человек очищен, омыт от грехов. Вода крещения уносила с собой всю грязь человеческих душ. Таким образом воды Иордана несли в себе неимоверное количество зла, весь яд человеческий и всю смерть греховную. «Как тяжелы были эти воды грехом людей, которые ими омывались!» – говорил в своей крещенской проповеди митрополит Антоний Сурожский.

И вот на Иордан приходит Иисус Христос. Безгрешный, а потому не имеющий нужды в покаянном омовении, Он ставит себя в центр толпы грешников. Иоанн недоумевает: Тебе ли у меня креститься? Но Христос говорит, что так надо для исполнения Закона, являя пример смирения, которому Он будет верен до последних страшных минут Голгофы… Приходит на Иордан и берет на Свои плечи весь этот груз человеческого греха, предательства и падения: окунается в эти воды смерти, умерщвляя зло, и освящает Собой всю водную стихию. В одной из песен канона празднику так и говорится: «Днесь Владыка водами погребает человеческий грех». Видя это, река пустилась вспять…

Вот почему крещенская вода (в переводе с греческого «агиасма») является величайшей святыней христианского мира. Именно в этот день она становится благодатной и спасительной.

Великая агиасма по церковным канонам рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимья, запрещающая приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается обычная оговорка: «Точию агиасму да пиет» (Только пьет святую воду).

***

Великое Водосвятие — освящение воды — совершается дважды: в На’вечерие Богоявления (Крещенский сочельник) и в сам день праздника Крещения Господня. Водосвятие проходит не только в храмах, но и на реках и озерах — «освящается всех вод естество». Специальный молитвенный чин, который совершают священнослужители у водной купели, дает воде «благословение Иорданово». Крещенская вода имеет силу избавлять от грехов, исцелять души и тела, отгонять «всякие наветы видимых и невидимых врагов». Святые отцы говорили, что вода сия приводит в жизнь вечную, и мы через «вкушение сей воды и явление Духа Святаго» становимся достойны освящения, если относимся к ней благоговейно.

Бытует мнение, что Богоявленская (крещенская) вода, освященная накануне, отличается от воды, освященной в сам праздник. Это утверждение неверное. И та, и другая вода освящаются одинаковыми молитвами, одинаковыми действиями священников. Просто так сложилась церковная практика: освящать воду два раза — в Навечерие Богоявления и в Крещение Господне.

Святую воду принято употреблять утром натощак вместе с просфорой, с чтением специальной молитвы. При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время. Но если же так случилось, что крещенская вода по какой-то причине испортилась, то ее необходимо вылить в природный источник (реку, ручей, озеро) или же в землю. Необязательно набирать крещенскую воду «цистернами»: богоявленская вода имеет особенное свойство — «капля святой воды море освящает». Поэтому достаточно в сосуд с заканчивающейся святой водой добавить обычную воду. Крещенской водой принято окроплять жилые дома и все места, «яже под ногами нашими суть».

Иеросхимонах Серафим Вырицкий советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама всё освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке святой воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, нет.

***

18 января — Навечерие Богоявления, Крещенский сочельник. Как и в Рождественский сочельник, в этот день многие христиане, соблюдая благочестивый обычай строгого поста до первой вечерней звезды, готовят сочиво — блюдо из зерен пшеницы (или риса) с медом, фруктами, орехами. По церковному же Уставу разрешается пища с растительным маслом (елеем).

© Текст подготовлен специально для сайта и официальной страницы Мужского монастыря иконы Казанской Божьей Матери в урочище Кипячее в Facebook.

Любое копирование текста (частичное или полностью) возможно только со ссылкой на данный сайт.