Едва появится на свет Божий новый человек, как святая Церковь ограждает от всякого зла его и родившую его мать особыми тремя молитвами в первый же день. Они читаются иереем в епитрахили над родильницей и новорожденным младенцем. К сожалению, в настоящее время не многие знают, что есть эти молитвы, и поэтому не приглашают священника.

Молитва, во еже назнаменати отроча. По Уставу Церкви, новорожденный младенец в восьмой день по рождении приносится в притвор храма и там перед вратами храма с особыми молитвословиями нарекается ему христианское имя.

Относительно имени Устав говорит: «И имя ему нарицает во имя святого, его же память прилучитися имать во осмый день, или коего святаго изволит», то есть называть его именем того святого, память которого празднуется Церковью в день его рождения или в день наречения имени. Но Церковью не возбраняется наречение имени и в честь любого святого. Чин наречения имени также состоит из чтения молитв, пения тропаря дня или храмового святого, после чего священник знаменует младенца крестным знамением и нарекает ему имя. Затем берет его на руки и, творя им крест перед образом Пресвятой Богородицы, поет тропарь Сретения Господня: «Радуйся, Благодатная Богородице Дево». После этого произносит отпуст с упоминанием имени святого, коего дано младенцу имя.

Но, если младенец болен, то не следует дожидаться восьмого дня, а лучше сразу по рождении его, «токмо омыти… и абие крестити, да не скончается непросвещен», то есть сразу крестить, дабы он не умер некрещеным.

В сороковой день по рождении младенца родильница должна прийти вместе с своим новорожденным младенцем, независимо от того, крещен ли он уже или нет, в храм для прочтения над собою и над ним особых молитв.

Чин этот по отношению к новорожденному младенцу называется «Воцерковлением», то есть введением в церковь, а по отношению к матери-родильнице имеет значение очищения после рождения.

До сорокового дня по рождении младенца родившая мать не может входить в церковь и не допускается ко святому Причащению, кроме случая смертельной опасности.

После прочтения молитв священник берет младенца на руки, трижды произнося: «Воцерковляется раб Божий» такой-то, причем произносит это, начертывая младенцем крест, сначала пред вратами храма в притворе, затем, войдя в храм, на середине храма и, наконец, в третий раз перед царскими вратами. Младенец мужского пола вносится в алтарь, где у северной или южной стороны престола также творится младенцем крест.